Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида №130»
на 2021/2022 учебный год
(с учетом ФГОС ДО)
Данный раздел Программы предназначен для родителей ( законных представителей) воспитанников.
1.Возрастные категории детей, на которых ориентирована Программа
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 130» (далее - Программа) ориентирована на развитие личности дошкольника в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических способностей. Программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В Солнцева и др. ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2014г.
Вариативная часть представлена приоритетными направлениями развития детей:познавательное и социально-коммуникативное развитие,через проектную деятельность«Моя малая Родина» и направлено на воспитание удетей старшего дошкольного возраста чувства любви и привязанности к малой Родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Воронежского края, стремление сохранять национальные ценности.Художественно-эстетическое - представлено изобразительной деятельностью и способствует развитию творческих способностей, инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через нетрадиционные виды изобразительной деятельности, физическое – хореографией, развитию музыкальной танцевальной памяти, координации движений, физической работоспособности, воспитанию навыков культурного поведения.
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №130» - образовательное учреждение работает в условиях 12-часового пребывания детей (с 7.00 до 19.00). Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели. Общее количество групп – 11. Все группы общеразвивающей направленности. Количество детей – 317 детей.
3 группы – первая младшая (2-3 года)
2 группы – вторая младшая (3-4 года)
2 группы – средние (4-5 лет)
2 группы – старшие (5-6 лет)
2 группы – подготовительные (6-7 лет)
Главная цель– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Ведущие цели- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Общеобразовательная программа обеспечивает развитие и образование детей от 2 до 7 лет.
Программа направлена на решение задач:
1) охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечить равные возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединенить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечить вариативность и разнообразие содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формировать социокультурную среду, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечить психолого-педагогической поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная(рисования, лепки, аппликации);
- музыкальная(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка;
Приоритетные направления деятельности:
1.Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием, создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников.
2.Создание единой адаптивной образовательной среды на основе гуманного подхода к организации образовательного процесса и целенаправленной работы над разносторонним развитием детей.
3.Реализация принципов индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения.
4.Формирование общей культуры личности на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни, развитие и совершенствование воспитательно-образовательного процесса, осуществление дополнительных мер социальной поддержки воспитанников, обучающихся и сотрудников организации.
5.Приобщения к основам мировой, российской культуры, владения коммуникативными умениями и навыками.
Основу организации образовательного процесса составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью.
2.Используемые примерные и парциальные программы
2.1.Формирование элементарных математических представлений:
Формирование математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. Т.А Фалькович, Л. П..Барылкина. – М.: «ВАКО», 2005
2.2. Формирование целостной картины мира:
Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации О.В. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008г.
Экологическое воспитание в детском саду. «Добро пожаловать в экологию». О.А. Воронкевич СПб: «Детство – ПРЕСС» М.: 2011г.
Мы. Программа экологического образования детей. Н.Н. Кондратьева. СПб: «Детство – пресс», 2000
Наш дом – природа. Программа экологического образования дошкольников утверждена Министерством образования РФ. Н.А. Рыжова.- Москва: LINKA – PRESS, 1996
2.3. Обучение грамоте:
Обучение дошкольников грамоте Л.Е. Журова, Н.В.Дурова – М Школьная Пресса, 2004.
Спецкурс: обучение дошкольников грамоте. Российская Академия Образования Л.Е. Журова и др. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1994
2.4. Развитие речи/чтение художественной литературы:
Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Гербова В.В. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
Приобщение детей к художественной литературе. Гербова В.В. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
2.5.Физическая культура:
Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Э.Я. Степаненкова. – М.: Мозаика-синтез, 2004
2.6. Музыкальное воспитание:
Музыкальное воспитание в детском саду. М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез,2005
Культурно-досуговая деятельность в детском саду /Программа и методические рекомендации/. М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез,2005
Музыкальные шедевры. О.П. Радынова. - М.: ООО «Гном и Д», 2000
Звук – волшебник. Образовательная программа по воспитанию детей дошкольного возраста. Т.Н. Девятова. – М., 2006
2.7. Изобразительная деятельность:
Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008
Обучение детей технике рисования. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Лыкова И.А. – М.: Карапуз-дидактика, 2006
2.8. Нравственно-трудовое и патриотическое воспитание:
Нравственно-трудовое воспитание в детском саду Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
Нравственное воспитание в детском саду. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. Л.В. Куцакова. – М.: Сфера, 2007
Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
2.9. .Логопункт:
Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2005
3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников осуществляется по всем направлениям развития ребенка через различные формы сотрудничества:
Задачи взаимодействия участников образовательных отношений | Формы работы |
Возрождать традиции семейного воспитания в оздоровлении и всестороннем развитии детей, вовлекать семьи в образовательный процесс. | - Презентация учреждения для родителей детей нового набора - Заключение договора и оформление пакета документов - Ознакомление родителей с документами, регламентирующими деятельность МБДОУ на бумажном и электронном информационных носителях (стенды, сайт МБДОУ) - Информирование об образовательных услугах МБДОУ по обучению, воспитанию, развитию детей (информационные стенды, сайт МБДОУ, проведение «Недели открытых дверей», выступления, консультации, презентации на родительских собраниях и пр.) - Предоставление каждому ребенку образовательно-развивающих и оздоровительно-медицинских услуг в образовательной деятельности, режимных моментах, организации самостоятельной деятельности детей в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников МБДОУ - Родительские собрания, заседания родительского комитета - Участие родителей в конкурсах, выставках, развлечениях, праздниках, проектной деятельности и пр. (согласно годового плана МБДОУ). |