• +7 (473) 222-43-21
Воронеж, Иркутская ул, 25

Рекомендации музыкального руководителя

Музыка и семья.

Музыка очень важна для жизни человека. Психологи говорят, что музыка помогает пережить горе, грусть, депрессию, музыка приносит радость, музыка помогает настроиться на другую волну, более возвышенную и духовную. Раньше детей в семьях дворянства обязательно учили музыке, не все из них хорошо играли на музыкальных инструментах, но, получив хорошее музыкальное воспитание – разбирались в музыке и умели ее понимать и ценить. Родители, отвечающие за духовное развитие ребенка, должны учить его понимать музыку.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех пред-посылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.

Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят надолго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают затем негативное отношение к музыке. Но только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов.

      Покупайте ребенку музыкальные игрушки, самому маленькому – мелодичные погремушки, затем музыкальных кукол-неваляшек, музыкальных пупсиков, детям постарше – музыкальные игрушки посложнее. Чаще слушайте с детьми различную красивую музыку: классическую – Моцарта, Чайковского, Грига, Шумана, Шуберта и др.; этническую, народные песни; музыку природы – пение птиц, звуки моря; мягкое, мелодичное пение; красивую, романтичную музыку без слов; красивые, выразительные оперные арии; джаз; блюз.

       Рассказывайте ребенку о различных композиторах, об их интересных судьбах, а затем поставьте ребенку послушать музыку этого композитора.

       Рассказывайте о разных музыкальных инструментах, обязательно сопроводив свой рассказ музыкальными комментариями. Учите ребенка чувствовать музыку, подскажите ему, что музыка отражает настроение, пусть он сам подберет ту музыку, которая соответствует его разным ощущениям и разному настроению.Ходите с ребенком на различные музыкальные спектакли.

        Объясняйте ребенку, что музыка – многообразна и для каждого случая существует своя музыка: для радости и для грусти, для общения и для веселья, для отдыха и для работы, и что важно уметь подбирать музыку соответственно ситуации и настроению. Кроме того, ребенку обязательно надо объяснить, что громкая музыка может мешать остальным и что та мелодия, которая нравится ребенку, необязательно понравится другим. И еще, даже если ребенку очень нравится музыка, не стоит, чтобы музыка звучала в доме целый день, иначе из источника радости и умиротворения она быстро станет обыденностью и ее перестанут замечать.